Конспект по развитию речи "Дикие животные зимой"
02 февраля 2020
Цель:
- Формирование связной речи у детей.
- учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.
Задачи :
-выявить уровень знаний о диких животных зимой , среду обитания, особенности внешнего вида и образа жизни;
- учить детей использовать части речи прилагательное и глаголы в ед.ч. (косолапый, неуклюжий; прыгает, запасается и.т.д.)
- учить детей использовать части речи существительное во множественном числе и в единственном числе (зайчата, медвежата, волчата; лисенок, ежонок, медвежонок).
- развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи; мышления, памяти, внимания.
- активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой»;
- воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе.
Материалы: плакат «Как звери зимуют», картинка по следам невиданных зверей, картинки диких животных, детенышей, жилище.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц».
Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Лиса и кувшин».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте соберемся все в кружок.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: я вам улыбнулась и вы улыбнитесь друг другу, чтобы поднялось настроение у всех.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам в гости пришел. (Медведь)
(Дети здороваются с медведем)
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Мишкой отправимся в лес.
По тропинке мы идем и в лесочек мы придем.
(Звучит музыка: Звуки леса и птиц. На доске плакат «Как звери зимуют»), картинка леса.
Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: Какое это время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Посмотрите, сколько тут различных следов (картинка зимнего леса со следами животных. Скажите, кто живет в этом лесу?
Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик, медведь.
Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: А где живут дикие животные и звери?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Что общего есть у всех зверей?
Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.
Воспитатель: Чем покрыто тело животных?
Дети: Тело животных покрыто шерстью.
Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Медведи и ежи зимой спят.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас я посмотрю, кто из вас быстрее всех ответит на мои загадки.
1). Кто зимой холодной
в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Воспитатель: Волк какой? (злой, ловкий, быстрый серый, зубастый,)
Цвет меха какой? (серый) Охотится на кого? (на зайцев)
Детеныши волка - волчата
Волк где живет? (в логове)
- Хвост пушистый
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет (Лиса)
Воспитатель: Лиса какая? (дикая, рыжая, умная хитрая, пушистая)
Детеныши лисы-лисята
А где живет лиса? (в норе)
- Большой, косолапый,
В теплой шубе мохнатой.
Летом по лесу гуляет,
- Зимой в берлоге отдыхает (Медведь)
Воспитатель: Медведь какой? (бурый, косолапый, неуклюжий)
Детеныши медведя - медвежата
Где живет медведь? (в берлоге)
- Зимой белый, летом серый.
Ни кого не обижает,
А всех сам боится (Заяц)
Воспитатель: Заяц какой? (трусливый, быстрый длинноухий, пугливый)
Что делает? (прыгает)
Чем питается? (корой деревьев, ветками кустарников), прячется под кустиком, под елкой.
У зайца - зайчата
- Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно это... (Белка).
Воспитатель: Белка какая? (рыжая, ловкая, быстрая) Запасается на зиму чем? (орехами, грибами). Детеныши белки-бельчата.
Где живет? ( в дупле)
Воспитатель: Какие вы молодцы, на все вопросы ответили.
А теперь давайте отдохнем и поиграем. Игра называется «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос.( руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем еще в одну игру, называется она «Кто где живет». На столе лежат карточки с животными и их жилища, надо каждому животному найти свое жилище.
Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным. Воспитатель: Ребята, а правда, что заяц живет в норе?
Дети: Нет. У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой в сугробе.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Воспитатель: У всех животных есть детеныши! А вы знаете кто у кого?
Поиграем в игру « Чья мама?»
У лисы – лисята;
У зайца – зайчата;
У медведя – медвежата;
У волка – волчата;
У белки – бельчата;
У ежа – ежата.
Составление рассказа-описания
Воспитатель: Ребята, Мишке понравилось с нами играть, расскажем Мишке кто это, как называют его детенышей, где живет? И чем питается?
Например: Это медведь, медведь дикое лесное животное, цвет меха коричневый, лапы большие, он зимой спит в берлоге. У медведя детеныши медвежата, Он ест малину, мед, рыбу и мясо.
Воспитатель: Молодцы, садимся за столы, будем сейчас рисовать.
Рисование Следы невиданных зверей» ( карандашами)
Дети рисуют следы животных и прикладывают на картину тем животным, которым они подходят.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать вместе с Мишкой по зимнему лесу. Что нового вы узнали? (ответы детей)
Воспитатель: Всем спасибо, наше занятие окончено.